Дорожное движение:
- дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД);
- показатели качества функционирования системы ВАД;
- понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП);
- виды дорожно-транспортных происшествий;
- причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России;
- система водитель-автомобиль (ВА);
- цели и задачи управления транспортным средством;
- различие целей и задач управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях, и при участии в дорожном движении;
- элементы системы водитель-автомобиль;
- показатели качества управления транспортным средством;
- классификация автомобильных дорог, транспортный поток;
- средняя скорость;
- интенсивность движения и плотность транспортного потока;
- пропускная способность дороги;
- средняя скорость и плотность транспортного потока;
- соответствующие пропускной способности дороги;
- причины возникновения заторов.
Профессиональная надежность водителя:
- понятие о надежности водителя;
- анализ деятельности водителя;
- информация, необходимая водителю для управления транспортным средством;
- обработка информации;
- сравнение текущей информации с безопасными значениями;
- сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта;
- штатные и нештатные ситуации;
- снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации;
- влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции;
- влияние скорости движения транспортного средства на размеры поля зрения и концентрацию внимания;
- влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством;
- влияние утомления на надежность водителя;
- зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем;
- режим труда и отдыха водителя;
- зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения;
- мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления:
- силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения;
- уравнение тягового баланса;
- сила сцепления колес с дорогой;
- понятие о коэффициенте сцепления;
- изменение коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного средства, состояния шин и дорожного покрытия;
- условие движения без буксования колес;
- свойства эластичного колеса;
- круг силы сцепления;
- влияние величины продольной реакции на поперечную реакцию;
- деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы;
- угол увода;
- гидроскольжение и аквапланирование шины;
- силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении;
- скоростные и тормозные свойства, поворачиваемость транспортного средства;
- устойчивость продольного и бокового движения транспортного средства;
- условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства при разгоне, торможении и повороте;
- устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости транспортного средства;
- управляемость продольным и боковым движением транспортного средства;
- влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.
Дорожные условия и безопасность движения:
- динамический габарит транспортного средства;
- опасное пространство, возникающее вокруг транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при изменении скорости и траектории движения транспортного средства;
- понятие о тормозном и остановочном пути;
- зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства, его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия;
- безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции;
- безопасный боковой интервал;
- резервы управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом;
- условия безопасного управления;
- дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации;
- выбор скорости, ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий движения;
- влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП;
- зависимость безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре «ведущий – ведомый»;
- безопасные условия обгона (опережения);
- повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости транспортного средства от средней скорости транспортного потока;
-повышение вероятности возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в транспортном потоке.
Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством:
- влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее опасный период накопления водителем опыта;
- условия безопасного управления транспортным средством;
- регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности транспортного потока;
- показатели эффективности управления транспортным средством;
- зависимость средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках различной плотности;
- снижение эксплуатационного расхода топлива – действенный способ повышения эффективности управления транспортным средством;
- безопасное и эффективное управления транспортным средством;
- проблема экологической безопасности;
- принципы экономичного управления транспортным средством;
- факторы, влияющие на эксплуатационный расход топлива.
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения:
- безопасность пассажиров транспортных средств;
- результаты исследований, позволяющие утверждать о необходимости и эффективности использования ремней безопасности;
- опасные последствия срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных средств;
- использование ремней безопасности;
- детская пассажирская безопасность; назначение, правила подбора и установки детских удерживающих устройств;
- необходимость использования детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста;
- подушки безопасности для пешеходов и велосипедистов;
- световозвращающие элементы их типы и эффективность использования;
- особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных вблизи детских учреждений;
- обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов при движении в жилых зонах.
Тест №1.
В случае, когда правые колеса автомобиля наезжают на неукрепленную влажную обочину, рекомендуется:
Тест №2.
Что подразумевается под остановочным путем?
Тест №3.
Что подразумевается под временем реакции водителя?
Тест №4.
На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия?
Тест №5.
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?
Тест №6.
Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего транспортного средства:
Тест №7.
При движении в условиях тумана расстояние до предметов представляется:
Тест №8.
Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя?
Тест №9.
Двигаться по глубокому снегу на грунтовой дороге следует:
Тест №10.
В каком случае легковой автомобиль более устойчив против опрокидывания на повороте?
Тест №11.
При приближении к вершине подъема в темное время суток водителю рекомендуется переключить дальний свет фар на ближний:
Тест №12.
В каком из перечисленных случаев длина пути обгона будет больше?
Тест №13.
Двигаясь в прямом направлении со скоростью 60 км/час, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?
Тест №14.
Какие преимущества дает Вам использование зимних шин в холодное время года?
Тест №15.
При торможении двигателем на крутом спуске водитель должен выбирать передачу, исходя из условий:
Тест №16.
В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается:
Тест №17.
Как водитель должен действовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения?
Тест №18.
В каких случаях следует увеличить боковой интервал?
Тест №19.
Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен:
Тест №20.
Как правильно вести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой (АВС).
Тест №21.
В каком из перечисленных случаев водителю следует оценивать обстановку сзади?
Тест №22.
Как следует поступить водителю, если во время движения по сухой дороге с асфальтобетонным покрытием начал моросить дождь.
Тест №23.
Считаете ли вы безопасным движение на легковом автомобиле в темное время суток с ближним светом фар по неосвещенной загородной дороге со скоростью 90 км/час.
Тест №24.
Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:
Тест №25.
На повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля. Ваши действия?
Тест №26.
Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду?
Тест №27.
Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:
Тест №28.
Как должен поступить водитель в случае потери сцепления колес с дорогой из-за образования «Водяного клина»?
Тест №29.
Разрешается ли Вам устанавливать на одну ось легкового автомобиля шины с различным рисунком протектора?
Тест №30.
Какие действия водителя приведут к уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте?
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
1 |
3 |
11 |
2 |
21 |
3 |
2 |
1 |
12 |
2 |
22 |
1 |
3 |
2 |
13 |
2 |
23 |
2 |
4 |
4 |
14 |
3 |
24 |
2 |
5 |
1 |
15 |
2 |
25 |
4 |
6 |
3 |
16 |
1 |
26 |
2 |
7 |
1 |
17 |
3 |
27 |
3 |
8 |
1 |
18 |
4 |
28 |
3 |
9 |
2 |
19 |
1 |
29 |
3 |
10 |
1 |
20 |
2 |
30 |
2 |